Вопросы

Вопрос 1. На основании какого документа АНО ДПО «Институт стандартизации, сертификации и метрологии» осуществляет образовательную деятельность?

 

Ответ: АНО ДПО «Институт стандартизации, сертификации и метрологии» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 03 марта 2015 г. серия 23Л01 № 06594, выданной Министерством образования и науки Краснодарского края.

 

Вопрос 2. Имеет ли значение место нахождения образовательной организации для прохождения курсов дополнительного профессионального образования?

 

Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона № 273-ФЗ в приложении к лицензии не указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования. Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, на основании лицензии могут осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам без ограничений по территориальному признаку.

 

Вопрос 3. Как можно проверить действие лицензии Института?

 

Ответ: Вы легко можете проверить действие лицензии на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре). Для этого в Сводном реестре лицензий в графе «Регистрационный номер» укажите номер лицензии института (06594) и нажмите поиск (http://www.obrnadzor.gov.ru).

 

Вопрос 4. Нужна ли государственная аккредитация по дополнительным профессиональным программам?

 

Ответ: Федеральным законом № 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с частью 8 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций.

 

Вопрос 5. Часть 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ. Применимо ли это для системы дополнительного профессионального образования?

 

Ответ: Данная статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ, в том числе и программ дополнительного профессионального образования. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (часть 1 статьи 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

 

Вопрос 6. Какие требования предъявляются к структуре дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПП)?

 

Ответ: Требования к структуре дополнительных профессиональных образовательных программ определяются Федеральным законом № 273-ФЗ и Порядком. Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (часть 9 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ). Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации (п. 9 Порядка). В соответствии с пунктом 6 Порядка в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

- характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

- характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

 

Вопрос 7. Слушатель осваивает одновременно программу высшего образования и дополнительную профессиональную программу. Можно ли выдать документы о квалификации после сдачи государственных экзаменов на основании справки о прохождении государственных экзаменов или это возможно только после получения документа о высшем образовании?

 

Ответ: В соответствии с частью 16 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

 

Вопрос 8. Обязательно ли в договоре на оказание образовательных услуг, заключаемом с юридическим лицом, указывать ФИО, телефон, паспортные данные, адрес физических лиц с их обязательной подписью?

 

  Ответ: Согласно пункту 12 Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706.

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

В договоре по оказанию платных образовательных с юридическим лицом по дополнительному профессиональному образованию нужно указывать ФИО слушателей, телефон, адрес, паспортные данные и подпись слушателей не требуются. Договор между образовательной организацией и юридическим лицом на обучение третьих лиц требует подписи юридического лица. К договору можно сделать приложение, являющееся его неотъемлемой частью.

 

Вопрос 9. Какие формы обучения по программам ДПО существуют?

 

Ответ: Обучение по программам ДПО осуществляется в очной, заочной, очно-заочной формах. Виды реализации образовательных программ: стажировка, модульная, индивидуальный план, сетевое обучение, электронное, дистанционное. Но можно своим локальным актом ввести: с отрывом, без отрыва, с частичным отрывом, как и было ранее, т.к. в Трудовом кодексе остались такие формы.

 

Вопрос 10. Каковы критерии обоснования сроков обучения по дополнительным профессиональным программам?

 

Ответ: Основным критерием является исходный уровень компетенций слушателя, требование заказчика и технология обучения.

 

Вопрос 11. Какие документы выдаются после окончания курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Институте?

 

Ответ: Согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», с 1 сентября 2013 года в РФ отменено проведение государственной аккредитации по дополнительным профессиональным программам, и по окончании курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки выдаются удостоверения и (или) дипломы установленного образца.

 

Вопрос 12. Какой документ выдается в качестве дубликата взамен утерянного документа государственного образца?

 

Ответ: Федеральный закон № 273-ФЗ не вводит понятия «документа государственного образца». Бланки строгой отчетности списываются. Дубликат документа выдается на любом бланке установленного образца.

 

Вопрос 13. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Устанавливает ли Федеральный закон № 273-ФЗ объём для данных видов программ?

 

Ответ: Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка определен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

 

Вопрос 14. Могут ли допускаться к обучению по ДПО лица, имеющие непрофильное образование?

 

Ответ: К обучению по программам ДПО допускаются лица, имеющие высшее образование, при этом учитываются квалификационные требования и профессиональные стандарты. По программам повышения квалификации (ПК) могут обучаться специалисты, имеющие непрофильное образование, с целью расширения знаний, но расширения компетенций ПК не дает. В каждом случае учитываются квалификационные требования и профессиональные стандарты, а также содержание образовательной программы ДПО.

 

Вопрос 15. Каков статус стажировки в сфере ДПО?

 

Ответ: В Федеральном законе № 273-ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.

Согласно части 12 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа может реализовываться в формах, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, а также полностью или частично в форме стажировки.

Пункт 13 Порядка дает описание данной формы реализации ДПП, содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.

Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:

  • самостоятельную работу с учебными изданиями;

  • приобретение профессиональных и организаторских навыков;

  • изучение организации и технологии производства, работ;

  • непосредственное участие в планировании работы организации;

  • работу с технической, нормативной и другой документацией;

  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

  • участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

 

Вопрос 16. Какие документы необходимо требовать для приема на обучение по программам ДПО у лиц из ближнего и дальнего зарубежья?

 

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 78 Федерального закона № 273-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом № 273-ФЗ.

1. Если поступающий имеет документ из учебного учреждения, перечисленного в рамках распоряжения Правительства № 1624-р от 19 сентября 2013 года, то он принимается наравне с гражданами Российской Федерации.

2.Иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (часть 4 статьи 78 Федерального закона № 273-ФЗ).

3. Могут быть учтены межгосударственные соглашения, подписанные Российской Федерацией и бывшими республиками СССР.

Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (часть 13 статьи 107 Федерального закона № 273-ФЗ).

 

Вопрос 17. В чем разница между электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями?

 

Ответ: Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

 

Вопрос 18. Можно ли использовать электронное обучение при реализации дополнительных профессиональных программ?

 

Ответ: Да, можно. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2014 г., регистрационный № 31823).

 

Вопрос 19. Необходим ли для государственных гражданских слушателей отдельный вид документа о квалификации?

 

Ответ: Особых требований к документам о квалификации, выдаваемым государственным гражданским служащим, нет. Для подтверждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих существует два вида документов: удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке, ничем не отличающихся от документов для иных категорий слушателей.

 

Вопрос 20. Как организован процесс обучения в Институте?

 

Ответ: АНО ДПО «Институт стандартизации, сертификации и метрологии» реализует очное, очно-заочное, заочное обучение с применением электронного обучения. Количество человек в группах неограниченно. Обязательного минимального или максимального количества нет.

 

Вопрос 21. Может ли библиотечный фонд образовательной организации дополнительного профессионального образования быть укомплектован только электронными учебными изданиями?

 

Ответ: В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия).

 

Вопрос 22. Как проходит итоговая аттестация в Институте?

 

Ответ: Для обучающихся на курсах повышения квалификации: закончив освоение материала, Вы допускаетесь к сдаче итоговой аттестации (тестирование).

Для обучающихся по программе профессиональной переподготовки: закончив освоение материала, Вам необходимо будет выполнить междисциплинарную итоговую работу (форма контроля устанавливается Институтом), после чего Вы допускаетесь к сдаче итоговой аттестации (тестирование).

 

Вопрос 23. Где можно посмотреть перечень программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов?

 

Ответ: Основные нормативные документы по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов можно посмотреть на сайте Института в разделе «Образование» «Каталог курсов».

 

      Вопрос 24. В дипломе о профессиональной переподготовке в бланке титула один номер, а в бланке приложения – нумерация другая, то есть они не совпадают. Это допустимо?

        Ответ: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 октября 2013 г. N 1100 г. Москва "Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним" Приложение 13, п.3. Нумерация бланков приложения осуществляется независимо от нумерации бланков титула. Следовательно, допустимо.