Исследование рационального взаимодействия потребителей и монопольного поставщика природного газа. Организация учета природного газа на промышленных и коммунально-бытовых объектах.

Подробное описание и условия участия

  1. Постановка задачи. Правительство РФ в настоящее время принимает меры по развитию российского рынка газа в соответствии с рыночными принципами. Сегодня российский рынок газа разделен на регулируемый и нерегулируемый секторы. Доминирующее положение занимает регулируемый сегмент газового рынка. Поставки газа для субъектов РФ осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз», дочернее предприятие ОАО «Газпром». Регулируемые оптовые цены на газ рассчитываются в соответствии с «Положением об определении формулы цены газа» для промышленных потребителей и населения. По нерегулируемым ценам продается газ, добытый независимыми производителями, которые удовлетворяют около четверти российского спроса на газ. Правительством РФ принимаются меры по развитию российского рынка газа в соответствии с рыночными принципами. Предусмотрено выведение регулируемых оптовых цен на газ на уровень, обеспечивающий равную доходность поставок газа на экспорт и внутренний рынок. Предполагается, что добываемый газ будет реализовываться на нерегулируемом секторе с постепенным увеличением его доли до тех пор, когда практически весь поставляемый газ на рынок не будет реализовываться по свободным ценам. ОАО «Газпром» осуществляет поставки газа на внешние рынки преимущественно в рамках долгосрочных контрактов.

ОАО «Газпром» признано естественной монополией, и его деятельность регулируется правительством. Наряду с другими активами ОАО «Газпром» включает Единую систему газоснабжения (ЕСГ), которая объединяет объекты добычи, переработки, подземного хранения газа в единый технологический процесс.

  1. Исследование рационального взаимодействия потребителей и монопольного поставщика природного газа.

С 1 марта 2014 г. вступили в силу новые Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 г. № 1314 «Об утверждении правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»), в соответствии с которыми определен порядок подключения к газу, как жилых домов, так и промышленных предприятий.

Принятие этого нормативного акта вызвало неоднозначную реакцию у многих участников отношений по газоснабжению, в том числе и у представителей подрядных организаций.

Согласно Правилам подключения все работы по газификации объекта, выполняемые за границами земельного участка, на котором он находится, должны выполняться исполнителем. К работам по подключению относится проектирование, строительство газопровода, врезка, пуск газа и иные работы. Исходя из определения, приведенного в Правилах подключения, исполнителем может являться только ГРО: «исполнитель — газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства».

Таким образом, Правила ограничили возможность привлечения подрядных организаций, не имеющих статуса ГРО, к выполнению работ по проектированию и монтажу газопроводов за пределами участка заявителя.

  1. Итерационный алгоритм решения. Дана содержательная постановка задачи построения модели оптимизации спроса на рассредоточенных рынках потребителей газа и монопольного предложения ОАО «Газпром». Для поиска решения, удовлетворяющего потребителей и поставщиков газа одновременно, уточнен итерационный алгоритм, который позволяет найти с заданной погрешностью равновесие стоимостей спроса и предложения.

Решается задача наивыгоднейшего распределения потоков стоимости добычи и передачи их по газотранспортной системе с целью удовлетворения заявленной стоимости покупки (с учетом необходимых объемов потребления) на рассредоточенном рынке. В качестве критерия оптимальности рассматривается экстремум производительности добычи и транспорта газа. Искомые потоки стоимости добычи и транспорта газа не должны превышать их предельного значения.

Заявленная стоимость продажи газа определяется двумя факторами – объемом поставок газа и ценой. Если задачу сформулировать на поиск минимума производительности добычи и транспорта газа, то получаем задачу наивыгоднейшего распределения потоков стоимости с точки зрения поставщиков газа. В этом случае заявленная стоимость удовлетворяется минимальными объемами добычи и транспорта при максимальной цене продажи.

Если задача формулируется на поиск максимума производительности добычи и транспорта газа, то получаем задачу наивыгоднейшего распределения потоков стоимости с точки зрения потребителей газа: заявленная стоимость удовлетворяется максимальными объемами добычи и транспорта при минимальных ценах продажи.

Решение задачи позволяет при заданной стоимости покупки газа потребителями на конкретный расчетный период найти такой план стоимости добычи и транспорта газа, который обеспечил бы экстремум (минимум или максимум) производительности добычи и транспортировки потоков стоимости газа до потребителей. Одновременно с прямым решением находится и сопряженное с ним двойственное, позволяющее определять предельные (маргинальные) объемы газа, которые могут быть приобретены за единицу стоимости в узлах расчетной схемы.

Сформулированная задача линейного программирования может решаться методом Басакера – Гоуэна или на основе модифицированного симплекс-метода.

  1. Нормативные документы, регулирующие газовую отрасль:

Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317 «Об утверждении правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в российской федерации»

Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 г. №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»

Приказ Министерства энергетики РФ от 16 декабря 2002 г. N 448 «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации»

Приказ Министерства энергетики РФ от 30 декабря 2013 г. № 961 «Об утверждении Правил учета газа»

ГОСТ 30319.1(2-3)-2015 «Газ природный. Методы расчета физических свойств»;

ГОСТ 8.586.1-5:2005 «Государственная система обеспечения единства измерений. Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств»;

ГОСТ 8.611-2013 «Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа. Методика (метод) измерений расхода и количества газа с помощью ультразвуковых преобразователей расхода»;

ГОСТ Р 8.740-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количества газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков»;

ГОСТ Р 8.741-2019 «Государственная система обеспечения единства измерений. Объем природного газа. Общие требования к методикам измерений»;

ГОСТ Р 8.899-2015 «Государственная система обеспечения единства измерений. Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств. Аттестация методики измерений»;

ГОСТ Р 8.993-2020 «Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к средствам измерений расхода и объема газа»

ГОСТ Р 8.995-2020 «Государственная система обеспечения единства измерений. Объемный расход и объем природного газа. Методика (метод) измерений с применением мембранных и струйных счетчиков газа»

По окончанию  каждый участник получит видеозапись мероприятия, актуальный методический материал.  Диплом о профессиональной переподготовке (270 часов) по специализации

«Специалист по организации коммерческого учета расхода газа на промышленных и коммунально-бытовых объектах»

Стоимость участия 19500 руб/чел